вторник, 15 февраля 2011 г.

Живет такой человек... )

Самара богата девушками не только красивыми, но и талантливыми.

Есть среди них, например, замечательная писательница Наталья Апрелева. С ее текстами можно ознакомиться в ЖЖ - http://bezobraznaja-el.livejournal.com, можно сходить в "Чакону" за ее книжками ("Посторонним В", "А роза упала" и т.д.), а можно прямо здесь прочитать интервью с ней :)

Наташа Апрелева: «Текст – важнее всего»

Самарская писательница Наташа Апрелева скромно называет себя «просто автором текстов», но факты говорят обратное: за последний год питерское издательство «Астрель» залпом выпустило целых три ее книги. Легкий ироничный слог и лихо закрученные интриги, а также вполне узнаваемые самарцами городские пейзажи делают книги Апрелевой отличным чтивом для любителей современной женской прозы. Мы побеседовали с Наташей о том, как рождаются книги и спрос на них, о том, зачем современному писателю блог и почему бумажные книги лучше электронных.



Как ты решила взять и написать книгу? Сколько времени это заняло? Расскажи вообще все, что связано с твоей литературной карьерой.

Я переживала смутный период в жизни, красиво страдала и графоманила. В один момент пришла в голову мысль, что записи могут быть интересны не только мне. Показала друзьям, получила добродушные отзывы. И далее уже доделывала текст как литературный дневник, не личный.

Времени это заняло около месяца. То есть завершила в конце апреля, отыскала все электронные адреса издательств, что были в «Яндексе». Отправила. Еще через месяц, в начале июля, получила ответы. Сначала – от АСТ, «Астреля». Потом – и от других издательств.

Вообще первый этот роман(«Посторонним В») мне сейчас представляется таким … незрелым. В настоящий момент я бы сделала иначе многое.

А вообще у меня главная мысль во всех текстах – никто не виноват. Когда начинали работу с соавтором над «Разговорами в Постели», то планировалось одну из Героинь, молодую девушку-разлучницу, сделать отрицательным персонажем. Я очень, очень протестовала. И сейчас так думаю: никто никогда не виноват, если не брать случаи, учитываемые УК.

За довольно короткий срок тебе удалось выпустить три книги. А сколько времени вообще пишется книга? Насколько жестко этот процесс контролирует редактор? Как ты пишешь – некую норму в день или «запоем»?

Ох, это очень смешной вопрос. Помню, читала у кого-то: «а сколько пишется идеальный роман? – 26 дней – а почему? – 26 дней пишешь, 4 – пьешь…» Второй детектив где-то занял тоже около месяца, третий писался дольше, в два захода. Роман с соавтором вообще долго – около полугода, но там все как-то отвлекало.

Редактор меня по срокам не контролирует, может быть, потому, что я стараюсь все контролировать сама и намеченное выполняю. Слышала, что есть договоры, когда автор выдает именно фиксированное кол-во страниц в месяц. Но у меня такого нет.

Норма в день у меня существует. Около пяти тысяч знаков, иногда (потный вал вдохновения) бывает больше, тогда радуюсь.

Как относятся к твоему занятию родные и друзья?

Спасибо за вопрос. По-разному. Многие против того, чтобы быть узнаваемыми персонажами. Есть и противоположный вариант. Дети тайно гордятся. Рассказывают друзьям. Это, конечно, приятно.

Мама, к примеру, обязательно читает все-все мои заметки, самые мелкие комментарии, покупает газеты и книги. А вот муж не читает ничего, кроме SMS. Говорит, лишнее это для него. Иногда пугаю, что за плохое поведение буду читать избранные страницы вслух. Действует.

Чем ты занимаешься кроме собственно писательства?

Пишу тексты в газеты, на сайты, занимаюсь литературным редактированием. Например, сотрудничаю внештатно с «Новой газетой» и «Самарской газетой» тоже. С Ильей Сульдиным меня познакомила Света Янюшкина, за что я ей очень благодарна. Вообще, я стараюсь, конечно, обрести гражданскую позицию и писать остро-социальные статьи, но получается не всегда. Илья меня терпит, вообще очень помогает советами. Приходить за гонораром в Новую газету – отдельное удовольствие. Меня там постоянно угощают кофе, а последний раз еще и виски.

Франсуаза Саган в одной из своих книг жаловалась, что ее одолевают читательницы, уверяющие, что ту или иную героиню она точно списала с них. У тебя пока такого не было? Есть ли у твоих героев реальные прототипы?

Конечно. У многих есть реальные прототипы, и это мне представляется неизбежным. Многие эпизоды мои друзья комментировали так: эх, Наташа, ты вот написала, но ты ведь не знала, что я переживал тогда! Я спрашиваю: неправильно написала? Правильно, отвечает, но ты же не знала!

Письма читательниц обязательно содержат замечания, что ситуация ими пережита, и все просто «ну как у вас!»

Я очень признательна вообще за все письма. Это ужасное счастье, получать отклик. Хотя некоторые письма читателей - возмущенные. Спрашивают: неужели я в восторге от пороков, которые так «сладострастно» описываю? Это относительно детективов, в основном. Я отвечаю, что просто даю высказаться тому или иному носителю порока. А уж пусть читатель сам определяется, насколько это подходит ему лично, да и Уголовный Кодекс никто не отменял в Российской Федерации.

Ну и о читателях – есть ли у тебя уже какие-то свои «фанаты», следишь ли за тем, что пишут о тебе в Интернете?

Да нет, какие у меня фанаты. Ссылки на рецензии мне присылает то редактор, то просто читатели - неизвестные, но заботливые. На отзывы на ОЗОНе я подписана, читаю. Сама не мониторю. Вот недавно бывшая одноклассница из Австралии написала: «на тебя столько ссылок в Гугле, я офигела!»

Есть ли в Самаре некая «литературная тусовка» и приняли ли тебя в нее?

Не знаю. Правда, не знаю.

Как книга становится популярной? Зависит ли популярность книги от личности автора и наоборот? (трудно не вспомнить в этой связи книги, например, Ксении Собчак)

Ох, если бы знать, как книга становится бестселлером! Должно помимо прочего еще и повезти. Чтобы легли карты, фишки, все такое.

Но я все-таки банально думаю, что текст – важнее всего. Скучную книгу читать никто не будет. Грамотный пиар значит многое, но не все. Даже сотня положительных рецензий не помогут. Даже если на твою презентацию придет Звезда и всем улыбнется. Даже если придет негр, и скажет, что на самом деле, ты – мать его племени. Так что надо работать над текстами, в первую очередь. Я бы мечтала, чтобы мои книжки во всех магазинах имели хорошую выкладку.

Сейчас в книжных магазинах очень много самой разной литературы. Нет ли опасения там «затеряться» со своими книгами? Что ты чувствуешь, когда видишь свою книгу в магазине на полке (а еще лучше – в руках у покупателя, идущего к кассе?

Конечно, я боюсь и не хочу «затеряться». Сейчас уже как-то привыкла, что книжки стоят на полках. А попервоначалу быстрее проходила мимо, чтобы никто не заподозрил в причастности.

Я не видела, чтобы мои книжки покупали, кроме презентаций, конечно. А мама вот недавно наблюдала, как женщина читала «А роза упала» в троллейбусе.

Как тебя как автора продвигает издательство? Расскажи вообще об инструментах «литературного пиара», если можно так выразиться

На сайте издательства ставится информация, на сайте «Прокниги». Это все.

Встречи с читателями устраивала я сама, пользуясь благорасположением директора и владельца книготорговой фирмы «Чакона». Литературная премия была присуждена роману «А Роза упала». Еще на сайте «Прокниги» его выбрали Книгой Месяца. Такая запись есть на обложке.

Ты ведешь блог в ЖЖ. Что тебе это дает – и как автору, и как частному лицу? Еще свежа в памяти история с блогом писателя Лукьяненко, который он демонстративно удалил после того, как его стали критиковать читатели.

Многое дает мне блог. Помимо того, что я имею возможность сама рассказывать о своих книгах и «продвигать» их, я общаюсь с интересными людьми. Интересные люди - это всегда здорово.

Сейчас все большую популярность набирают электронные книги – по данным Яндекса, в прошлом году электронных книг было продано больше, чем бумажных. Как ты считаешь, отразится это как-то на книжном рынке, на гонорарах писателей и т.д.? Каким ты вообще видишь будущее литературы, извини за пафос?

Я не знаю про будущее литературы. Электронных книг не читаю, это слишком напоминает работу. Люблю бумажные, покупаю. В принципе, автор за «скачивание» тоже получает какие-то деньги, малые.

Кстати, о гонорарах. О низких заработках российских авторов ходят какие-то совсем уж инфернальные слухи. А как ты оцениваешь уровень оплаты писательского труда? Можно ли разбогатеть, если ничем кроме писательства не заниматься?

Нет, нет. Если ты не Дарья Донцова, конечно. Даже прожить на гонорары невозможно, какое уж тут разбогатеть.

Ты упомянула Донцову, хотя в России это практически ругательствоКак ты относишься к коллегам по цеху? Читаешь каких-нибудь современных российских авторов? Знакома с кем-нибудь или, может, хочешь познакомиться?

Не ругательство. С одной стороны, она очень трудолюбива, прилежна, благодаря тиражам зарабатывает порядочно, я думаю, плюс еще экранизации и все такое. С другой стороны - Донцова просто нужна, усталой женщине после восьмичасового рабочего дня в горячем литейном цеху, к примеру. Вряд ли она одолеет Кафку.И будет права. Кафка - роскошь.

Даже обидно как-то - ругательство. Человек имеет аудиторию, трудится для нее. Нет, я - за Донцову.

Читаю, конечно. Очень люблю Улицкую, Петрушевскую, Сергея Кузнецова, Иличевского, Алексея Иванова, Линор Горалик, Андрея Геласимова. Последний роман

Сергея Кузнецова недавно прочитала, «Хоровод воды». Сильное впечатление. Их я просто уже причисляю к классике, со своей стороны.

Я знакома с некоторыми авторами по Живому Журналу. Например, Евгения Доброва, Наринэ Абгарян, Наталья Лебедева, Лара Галл. Прекрасные, прекрасные!

Какие-то советы начинающим авторам можешь дать, в том числе и по продвижению? Что надо сделать, чтобы тебя заметили?

Думаю. Вот, советы. Не бояться действовать. Стучаться во все двери. Не сидеть "в шкафу". Не считать априори свои рукописи графоманией. Ну, лично мне блог помогает, и еще колонки на сайтах, особенно - женских. Я вот на Еве.ру веду, и оттуда многие читательницы возникают. Быть там, где обычно прогуливается твоя аудитория.

У тебя есть какая-то стратегия собственного развития как писателя?:) ну грубо говоря – творческие планыИ насколько они состыковываются с планами твоих издателей?

Сложный вопрос. Думаю, ничего такого у меня нет. Подожду, когда что-нибудь придумается. Я вообще стратегически не умею планировать.

Есть не планы, но желания. Очень хочу написать большую, настоящую семейную сагу. Ежели кто случайно прочитал «А Роза упала», то это была такая попытка освоить жанр. Не знаю, насколько удалось. И еще: крутится в голове что-то такое, вот сначала письма разных людей про разное, а потом все закручивается в единый сюжет.

Как ты считаешь, Самара вообще подходящее место для творчества любого рода? Атмосфера города – как ты ее ощущаешь? Мне вот лично кажется, что здесь могут родиться разве что какие-то фантастические антиутопии)

А я кроме Самары нигде не бываю. Мне нравится. Мой город, чего уж там. Любимое место? Не получится быть оригинальной. Набережную люблю.

Что, по-твоему, выделяет те книги, которые впоследствии становятся классикой? Хорошего текста здесь, как мне кажется, недостаточно...

Мне один человек недавно сказал: классика, это когда любой человек охотно примеряет на себя сюжет.


Беседовала Татьяна Выводнова

Оригинал интервью здесь - http://pra-ton.ru/62/

Комментариев нет:

Отправить комментарий